«Новые импрессионисты» — в Рыбинске! Что это за проект и как он родился | Черёмуха

В Рыбинском музее-заповеднике — в Мучном дворе — открылась выставка проекта «Новые импрессионисты». На протяжении нескольких месяцев творческая команда исследовала Ярославскую и Вологодскую области, стремясь глубже понять дух этих мест и отразить впечатления в уникальных работах, которые лягут в основу новой сувенирной продукции.

— Есть определённая проблема, — делится Алексей Алексашин, автор проекта. — С одной стороны, когда сам ездишь в гости, хочется захватить с собой что-то особенное, с другой — туристы часто сталкиваются с некачественным сувенирным товаром. Я не имею в виду брак, это, скорее, массовая продукция: одинаковые колокольчики, магнитики… Безусловно, это чей-то заработок, но хочется чего-то, что действительно характеризует именно это место, несёт его дух.

В основу проекта, по словам организаторов, лёг импрессионизм. Представителям этого направления удавалось передать впечатление от реальности, схватить ускользающее мгновение.

— Основная цель проекта — в том, чтобы воплотить впечатления мастеров в «носибельные» вещи, — продолжает Алексей Алексашин. — Мы хотим вдохновить мастеров красотой города на создание вполне практичных вещей, а не только абстрактной станковой живописи, которая, безусловно, прекрасна.

Проект объединил талантливых авторов из трёх регионов: рыбинских краеведа Алексея Алексашина, фотографа Татьяну Акимову, художника Ингу Рачкову, а также художника из Череповца Ярослава Макарова и скульптора-резчика из Карелии Дмитрия Дубровина. Чтобы набрать фактуру, собрать информацию, команда совершала экспедиции и изучая исторические справки.

— Мы выезжали и на берег Рыбинского водохранилища, смотрели, слушали шум воды, — вспоминает Алексей Алексашин. — Поднимались на колокольни ярославских и вологодских соборов, слушали шум колоколов, записывали его. Вглядывались во фрески, росписи старинных храмов — всё это формировало образ.

Летний пленэр часть творческой жизни художницы Инги Рачковой. Поэтому проект «Новые импрессионисты» стал для неё естественным продолжением этой практики, позволив найти новые сюжеты.

— Иногда я уже знаю, какой сюжет хочу запечатлеть, иногда что-то открывается случайно. Пишу в течение двух-трёх часов, — рассказывает Инга Рачкова. — Выбор места — очень важен, особенно в городе. У нас есть такие общеизвестные места, как каланча, собор — те, которые все знают, символы Рыбинска. Но мне было важно увидеть тихие улочки, дворики, какое-то ночное или вечернее освещение — что-то новое. Поэтому пришлось ещё поискать и походить, посмотреть.

Как пояснила художница, сам этюд — это лишь первый шаг, фиксирующий непосредственное впечатление. Дальнейшая работа проходила дома или в мастерской, где на основе этих этюдов создавались эскизы, прорабатывались детали для финального произведения.

Важную роль в проекте сыграла консультант Ангелина Глебова — заслуженный работник культуры, лауреат премии правительства России и одна из создательниц Музея кружева. Она подготовила для участников исторические справки, обеспечив полное погружение в факты, необходимые для их творчества.

Уникальный вклад в проект внёс Дмитрий Дубровин, скульптор-резчик из Карелии. Создание панно заняло около двух месяцев, включая совместное краеведческое исследование, разработку и согласование эскизов, а также саму резьбу.

— Процесс не был простым, — признаётся скульптор. — Если некоторые элементы возникали и встраивались в композицию сходу, как например, контуры главных храмов, то на отдельные части рисунка уходило по несколько дней, прежде, чем получался нужный результат.

Дмитрий Дубровин отбирал элементы по степени важности для визуального и исторического образа городов. В первую очередь, это были самые значимые архитектурные сооружения — соборы и другие знаковые здания. Как например, Софийский собор Вологды или Новая хлебная биржа Рыбинска. Во вторую очередь — узнаваемые символы истории городов. Для Рыбинска — это стерлядь, бурлаки, купцы, хлебное зерно и мука. Для Вологды — резной палисад, кружева, лён.

— Как мне кажется, задачу удалось решить успешно — объединить такие разные образы в стройный рисунок, по которому теперь можно узнавать что-то новое из истории каждого из городов, — заключил Дмитрий Дубровин.

Экспозиция, открывшаяся в Мучном дворе, наглядно демонстрирует, как авторские идеи воплотились в жизнь. Здесь можно увидеть, как оригинальные произведения картины, фотографии, панно, так и продукцию, где эти же идеи трансформировались в одежду, домашний текстиль и посуду. Выставка продлится в Рыбинске ровно месяц, после чего отправится в Вологду, а в перспективе — и в Карелию. Третьего ноября организаторы приглашают на мастер-класс.

Напомним, проект «Новые импрессионисты» одержал победу во втором конкурсе 2025 года Президентского фонда культурных инициатив как лучший. Фонд поддержал проект грантом почти в пять миллионов рублей, а сумма софинансирования составила 3,5 миллиона.

Фото — Александра Кузнецова, «Черёмуха»

«РЫБИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»

«Новые импрессионисты» в Рыбинске: искусство выйти в тираж

Ольга Гржибовская

Два месяца художники разгадывали культурные коды Рыбинска, Ярославля и Вологды — и творили. А вернувшись из экспедиции, модифицировали свои работы в сувениры с местным колоритом.

Дано: Рыбинск — город с растущим потоком туристов и дефицитом оригинального и качественного мерча территорий. Как из одного произведения искусства вырастить целую линейку сувениров, да еще таких, чтобы воплощали дух местности? Над задачей «под звездочкой» задумался рыбинец Алексей Алексашин и летом этого года затеял эксперимент на стыке вольного творчества и дизайна (получив, как водится, поддержку Президентского фонда культурных инициатив).

В его проекте «Новые импрессионисты» приняли участие авторы из Ярославской и Вологодской областей и Карелии. 28 октября результаты своих трудов они представили в арт-пространстве Рыбинского музея-заповедника в Мучном гостином дворе.

Повсюду здесь разложены, расставлены и развешены дизайнерские сувениры: кружки, сумки, футболки, рядом «исходники» — картины маслом, фотографии, резные панно.

На открытии выставки Алексей Алексашин с порога уточняет: новыми импрессионистами они назвались в широком понимании слова, для них важна идея отражения в творчестве личных впечатлений, а не конкретные стилевые решения.

— Именно такую задачу мы ставили перед нашими авторами — поймать впечатление от места, отразить его в фото, живописи, эстампе или резьбе по дереву, а потом преобразовать художественные произведения в дизайнерские продукты, — рассказывает руководитель проекта.

Охота за впечатлениями длилась два месяца. За это время «новые импрессионисты» успели поработать в двух регионах: Ярославской и Вологодской областях. Писали этюды с натуры, фотографировали, изучали музейные коллекции, впитывали дух старинных городов.

— Через фотографию я пыталась выразить свое отношение к Ярославлю, Вологде и Рыбинску, к их культуре, истории, — делится участница проекта фотограф Татьяна Акимова. — Снимала детали и крупные планы. Хотелось представить не привычную туристическую открытку, а отразить культурный код этих городов. В Ярославле запомнились изразцы на храмах, в Вологде — уникальное кружево. Рыбинск лично для меня — это природа, яркие краски летом.

Из восьми сотен снимков для выставки Татьяна отобрала двадцать. Все они очень разные: фонтан в Карякинском саду в жаркий полдень, радужный свет внутри церкви, яркая колония клопов-солдатиков на дереве. Часть работ также вошла в путеводитель по трем городам (его издание — часть проекта).

Карельский резчик по дереву Дмитрий Дубровин сочетает в своем творчестве архаичные мотивы (знаменитые онежские петроглифы) и современную их трактовку. Он представил два круглых панно, на одном сконцентрировал символы Рыбинска, да другом — Вологды. На одном «колесе жизни» — бурлаки,  лодки, лювля стерлядей, шлюз, обе биржи, Спасо-Преображенский собор. На другом — кружева, резные палисады, цветки льна, Феропонтов монастырь… Работы уникальные, явно дорогие и увесистые. Такие никогда бы  не стали достоянием широкой общественности, если бы не дизайнер, поместивший их изображения на сумки, майки и салфетки.

Графические работы Ярослава Макарова из Череповца, вдохновленные вологодскими символами, также легко «ложатся» на сувенирный мерч.

Для художницы Инги Рачковой опыт участия в проекте показался необычным:

— Была проведена огромная работа и на пленэре, и дома за столом. Например, этот этюд с видом Рыбинского моря я несколько часов писала на берегу, обдуваемая ветрами. Потом вдумчиво превращала его в принт для текстиля.

У местных жителей и туристов восприятие города отличается, считает художница. Если приезжие обращают внимание на достопримечательности, то свои более внимательны к деталям.

— Мне хотелось показать наши улочки, яркие фрагменты и образы: рыбака с рыбой, лепного ангела с Никольской часовни, волжскую чайку… И особенный колорит города: красная охра — это здания, синий — Волга и небо, — говорит Инга.

Мозаику рыбинских образов художница перенесла с холста не только на привычные сувениры, но и на текстиль для дома. На крупноформатном пледе плещется Рыбинское море, на подушках краснеет клюква, наша северная ягода.

«Новые импрессионисты» не стали зацикливаться на типичных сувенирах и отметили культурными кодами даже мебель. Тоже, кстати, дизайнерскую —  изготовленную рыбинцем Михаилом Конюшевым. На вставке стула скачут кони — древние символы солнца. А напольный светильник будто пересобран из резных досок палисада.

Художники приглашают рыбинцев к диалогу — вместе переосмыслить культурные коды двух регионов, оценить их воплощение в сувенирной продукции и предметах интерьера. Выставка будет работать всего месяц, до 27 ноября, после чего отправится в Вологду.